Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИМосковского Патриархата

На главнуюЭлектронная почтаRSS

Все, что случается с нами, происходит по Промыслу Божьему

18 августа 2015

Все, что случается с нами, происходит по Промыслу Божьему

Исполняющий обязанности Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО.

— Христос Воскресе! Здравствуйте, уважаемый отец Сергий! Благословите! Мой сын в этом году заканчивает православную гимназию. Собирается поступать в ПСТГУ. Мальчик тихий, домашний, никогда ни с кем не дрался, очень общительный, добрый, отзывчивый, не пьет, не курит, с 5-ти лет прислуживает в алтаре. С ужасом думаю о том, что ему придется служить в армии, хотя понимаю прекрасно, что на все воля Божия. Он сам настроен правильно — патриотично — Родину надо защищать! Может, Вы что-то посоветуете? Спасибо за ответ!

Ирина, Москва

— С радостью нужно думать о времени, когда сын сможет послужить Отечеству. Служение Богу и Отчизне есть путь православного христианина. Совет один — ничего не бояться, надеяться на милость и промысел Божий о Вашем сыне. Время возмужания и ответственности самый лучший период в жизни. Новые знакомые, боевые товарищи, серьезная работа, усердная молитва — все это станет реальностью для Вашего сына. В армии сейчас идет процесс возрождения, большая часть времени посвящается боевой подготовке. Срок службы всего 1 год. Приходят в армию такие же молодые, как Ваш сын, ребята. Все немного переживают, однако период адаптации заканчивается крайне быстро. Желательно готовиться к службе заранее, подтягивая физическую подготовку, чтобы те задачи, которые ставятся командованием, было легко выполнять, а Господь по вере Вашей поможет перенести сыну все тяготы и лишения воинской службы.

— Отец Сергий, благословите, Христос воскресе! Мой сын проходит службу в Вооруженных силах, призыв — осень 2014 года, Владимирская область, город Ковров. Практически до призыва, с 12 до 18 лет он нес послушание пономаря в нашем городском храме. Перед отправкой исповедался и причастился Святых Христовых Таин. Если сын в настоящее время захочет причаститься, как он может это сделать? И вообще, каким образом решается в армии вопрос о причащении военнослужащих? Низкий поклон, Вероника.

Вероника, Нея

— Если в данной воинской части организовано пастырское окормление штатным или внештатным священнослужителем, вопрос решается обращением к батюшке, который обязан организовать возможность участия в Богослужении. Можно также связаться с епархиальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами (протоиерей Виктор Лузган, +7 (8453) 77-90-44, voinstvo@pravpokrov.ru) и уточнить информацию о священнике, закрепленном за данной воинской частью. В воскресные и праздничные дни военнослужащие могут покидать расположение части с разрешения командования и, соответственно, посещать Богослужения в городе.

— Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, здравствуйте. Скажите, какие основные сложности встречаются во взаимодействии Синодального отдела с правоохранительными органами, с Вооружёнными силами? Как они преодолеваются, и какую помощь, по Вашему мнению, могут оказать миряне? Спасибо.

Лариса, Балашов

— За время существования Синодального отдела у нас сложились добрые отношения с представителями Вооруженных Сил и правоохранительной системы. Наше взаимодействие, особенно в последнее время, проходит конструктивно, все возникающие вопросы решаются в кратчайшие сроки и в позитивном ключе.

Безусловно, определенные проблемы возникают. Как правило, они связаны с бюрократизмом, которым характеризуется работа любого крупного учреждения или ведомства. Очень остро сегодня стоит кадровый вопрос. Одна из наших приоритетных задач — подбор и утверждение кандидатур на должности помощников командиров частей и соединений по работе с верующими военнослужащими, проще говоря, военных священников. При общей малочисленности духовенства в некоторых епархиях, найти священника для работы в воинской части довольно непросто. Особенно такого, который отвечал бы требованиям, которые предъявляются к кандидату, как со стороны Церкви, так и со стороны Министерства обороны. Но с помощью Божией все эти проблемы преодолеваются.

Миряне являются самой действенной силой нашего служения. Все руководители силовых министерств и ведомств одновременно могут являться христианами и, даже исповедуя другую религию, с теплотой относятся к деятельности Русской Православной Церкви по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию военнослужащих, служащих и членов их семей. Миряне также трудятся в нашем Синодальном Отделе и практически во всех епархиальных отделах наряду со священнослужителями. У них имеются свои функциональные обязанности. И их труд так же необходим и востребован, как и труд священников. Существуют общественные благотворительные организации, уставной деятельностью которых является взаимодействие с церковными структурами и оказание помощи в храмостроительстве и православном просвещении. Офицеры запаса с большим воодушевлением прикладывают свою энергию на самое благое дело служение Богу и людям. В приходах бывшие военнослужащие организуют поисковые отряды, военно-спортивные лагеря, паломнические поездки для военнослужащих и членов их семей. Большим подспорьем в нашей деятельности является участие мирян в подготовке информационных материалов, издании духовно-просветительской литературы.

В целом же работа нашего Отдела обширна и многогранна, затрагивает не только действующих силовиков, но и ветеранов и подрастающее поколение. Поэтому мы рады любой помощи от наших доброжелателей.

— Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, позвольте задать Вам следующие вопросы:

1. Как быть верующему человеку, призванному в армию в места, где по тем или иным причинам нет возможности посещать храм, участвовать в таинствах, обращаться к духовнику? Какова в военной сфере ситуация с практической реализацией «права гражданина на свободу совести и вероисповедания»? Что конкретный человек может предпринять в деле отстаивания этого права?

2. Как известно, Русская Православная Церковь — не только для россиян, к ней относится множество поместных церквей и зарубежных приходов. Как Ваш отдел заботится о них, какие проблемы и радости чаще всего встречаются на местах? Что сейчас главное в налаживании церковных связей с вооружёнными силами и правоохранительными органами?

3. Вопрос, возникающий с завидным постоянством, особенно в последнее время в связи с украинскими событиями: разрешено ли православному священнику брать в руки оружие и принимать участие в боях в защиту мирной паствы? О чём православный христианин должен напомнить ближнему, воспринявшему аргументы тех, кто осуждает невмешательство или же, наоборот, вмешательство священнослужителей и верующих в вооружённые конфликты?

4. Многие против любого участия Церкви в работе светских структур (особенно военных и правоохранительных). Ратуя за полную отделённость религии от государства, подвергают остракизму даже рядовых верующих-должностных лиц. Как пастырь что бы Вы посоветовали светским и православным людям, попавшим под опалу за соработничество с Церковью? Спаси Господи!

Лариса, Балашов

1. Посещение храма, участие в таинствах и общение с духовником — только часть церковной жизни. «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), — говорит Иисус Христос своим ученикам. Это значит, что христианин живет (по крайней мере, старается жить) в Боге постоянно, и непрерывно пребывает в молитвенном предстоянии Ему и богоугодных делах. Все свои мысли, слова и поступки он соизмеряет с Евангелием, живя и действуя по заповедям Божиим. Конечно, это очень тяжело, особенно в армейской среде, но в этом и состоит христианский подвиг — борясь с греховными помыслами, двигаться к победе над грехом, а значит, ко Христу. Христианин должен проповедовать не только словами, но и делами, и поведением. Он должен быть примером, образцом для окружающих.

Практическая реализация «права гражданина на свободу совести и вероисповедания» осуществляется в каждом конкретном случае исходя из ситуации и в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 8 «Свобода совести и вероисповедания». Отсюда и механизм реализации этого права. Для определения порядка доступа военнослужащего к участию в Богослужениях необходимо обратиться к непосредственному командиру или помощнику командира по работе с верующими военнослужащими (должности таких помощников занимают в большинстве случаев священнослужители) или в военный отдел епархии, на территории которой дислоцирована воинская часть.

2. Начнем с уточнения Вашего вопроса. Дело в том, что Русская Православная Церковь — одна из пятнадцати (по Диптиху) Поместных (Автокефальных) Православных Церквей, поэтому к ней не могут относиться, как Вы пишете, «множество поместных церквей».

Теперь о зарубежных приходах. Если есть зарубежный приход Русской Православной Церкви, то, как правило, он имеет храм и приходского священнослужителя, который окормляет прихожан. Зарубежные приходы замыкаются на Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, руководителем которого является архиепископ Егорьевский Марк.

Забота Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами о пастырском окормлении зарубежных приходов может, при необходимости, в определенной мере осуществляться только в тех зарубежных странах, где дислоцируются российские военные базы, в штате которых имеется военный священник.

Зарубежные военные базы со штатными священнослужителями есть в Абхазии, Армении, Белоруссии, Киргизии, Южной Осетии. В настоящее время штатные военные священники в этих базах работают, в основном, с верующими военнослужащими и членами их семей.

Главное в налаживании церковных связей с Вооруженными силами и правоохранительными органами — подбор и расстановка кадров священнослужителей в военные структуры, укрепление материальной базы работы с верующими военнослужащими и совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей работу военного священника в Вооруженных Силах и правоохранительных органах.

3. В соответствии с 27 и 83 Правилами Святых Апостолов, священнику запрещается состоять на военной службе и поднимать руку на ближнего. 27 правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». В 83 правиле мы находим следующее указание: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся... да будет извержен из священного чина».

Дело священника в условиях гражданского конфликта — молиться и призывать враждующие стороны к миру, а не участвовать в боевых действиях с оружием в руках.

4. Указанные деяния противоречат требованиям Конституции Российской Федерации, в частности Главе II «Права и свободы человека и гражданина», статьям 17, 19, 23, 28, 59.

«Людям, попавшим под опалу за соработничество с Церковью» рекомендуется заручиться документальным подтверждением этих деяний, а также свидетельством очевидцев и обратиться в судебные инстанции.

— Христос Воскресе! Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, благословите! Если угодно Господу, я желаю послужить военным священником на кораблях Черноморского флота. Какие конкретные действия необходимо предпринять, если на то есть Воля Божия, чтобы послужить военным священником на кораблях Черноморского флота, а не в Смоленской епархии? С уважением, Олег.

Свинороев Олег Юрьевич, Смоленск

— К сожалению, на данный момент на Черноморском флоте нет свободных вакансий. В любом случае, для того, чтобы стать кандидатом на должность военного священнослужителя, нужно быть уже рукоположенным в священный сан. Существует возможность прикомандирования в другую епархию на вакантные должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими (штатного военного священнослужителя). При рукоположении в Смоленской епархии, по благословению священноначалия, Вы сможете служить и на территории других епархий, если там будут вакантные должности. По всем вопросам следует обращаться к руководителю военного отдела Смоленской епархии.

— Брат моего дедушки сгорел в танке во время Великой Отечественной войны. Он мученик, или умерший без покаяния, или своими страданиями искупил свои грехи? Сестра дедушки умерла от радиации ядерного взрыва на Тоцком полигоне в 1954 году. Она жертва Холодной войны, мученица?

Ксения, Хабаровск

— Русская Православная Церковь канонизирует в чине мучеников угодников Божиих, пострадавших за исповедание своей веры и не отрекшихся от Господа Иисуса Христа даже при страшных истязаниях. Православные воины, отдавшие свои жизни за Родину и други своя, перед очами Божиими являются истинными христианами, которые своей жертвенной смертью заслуживают прощения за многие прегрешения, однако, их нельзя назвать мучениками христианской веры.

— Батюшка, пишет раба Божия Лия, простите, наболело. Батюшка, простите меня, невежду, но очень бы хотелось узнать, почему была напечатана и роздана по храмам молитва об Украине? Почему мы, россияне, во всех наших храмах читаем молитву об Украине и молимся о возрождении мира в ней, а почему нет молитвы и почему мы не молимся в своих храмах, о нашей России? Почему? Или нашей Родине ничего не грозит, не грозит война и т.д.? Или я чего-то не понимаю в этой жизни? Может, некому подсказать нашему Патриарху Кириллу или ему неважно, что и как будет с нашей страной? Простите, если я резко что-то написала, но душа болит и за Украину, и за нашу Родину. Спасибо!

Лилия, Обнинск

— Практически на всех Богослужениях в мирной ектении возносятся прошения о России, ее властях и воинстве: «О мире всего мира... о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея».

В «молитве об Украине» мы молимся о страдающих братьях-христианах «Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих...».

— Здравствуйте! В Евангелии написано, что Христос был во гробе три дня и три ночи. В пятницу поздно вечером Христа сняли с Креста и погребли в пещере, а в Иерусалиме на следующий день в обед происходит схождение Благодатного огня и уже начинают петь «Христос Воскресе», хотя прошло всего менее суток. Также и у нас в России с субботы на воскресенье начинают праздновать Пасху. У меня после прочитанного в Евангелии не сходится — в одних местах говорится про три дня и три ночи во гробе, а в других местах, что рано утром в воскресенье. Ведь если посчитать с пятницы, то три ночи и три дня исполняются только в понедельник.

Михаил, Москва

— Вопрос состоит из 2 частей: сбылось ли пророчество о трех днях и почему «Христос воскресе!» раздается уже в субботу, а не в воскресенье.

1. Обычное понимание пророчества совпадает с толкованием Феофилакта Болгарского. Святой Евангелист Матфей передает слова иудеев о слышанном ими предсказании Господа о Своем воскресении после трех дней» (Мф. 27:63) и просьбу их к Пилату «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых» (Мф. 27:64). Христос предсказывал свое воскресение на третий день.

Св. Феофилакт пишет, что днями надо считать, как мы и делаем в обыденной речи, части дня: «в пятницу Господь предал дух — это один день; субботу пребыл во гробе, — другой день; ночью на воскресенье воскрес, но с своей стороны и воскресенье считается за особый день. И вот все три дня».

Есть более тонкий подход к уяснению сути произошедшего. Земное понимание времен неприложимо к Богу и обстоятельствам Его жизни как Бога. Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю уже в четверг. Очевидно, как пишет святитель Григорий Нисский, что жертвоприношение уже совершилось. Предав Себя на распятие, претерпев его, Он предложил ученикам под видом хлеба и вина Свое Тело и Кровь в первой Евхаристии. Именно эти Святые Дары и до сего дня верные получают в продолжающемся в Литургии Таинстве. А далее богослов напоминает о солнечном затмении после распятия Спасителя: «был вечер, когда снедено было сие священное и святое тело. За этим вечером последовала ночь пред пятницею. Далее — день пятницы, рассеченный вводною ночью, разделяется на одну ночь и два дня. Ибо если Бог тму нарече нощь (Быт. 1:5), а в продолжение трех часов была тьма по всей Вселенной, то эта тьма и есть ночь, новоразделившая день посредине, разграничившая собою два отдела дня, один — от рассвета до шестого часа, другой — от девятого часа до вечера. Таким образом, прежде было два дня и две ночи. Далее — ночь пред субботою и с нею день субботы, — ты имеешь три ночи».

В первый же день недели, который мы сегодня называем «воскресеньем», произошла встреча учеников с чудом предсказанного воскресения: Его Тела не оказалось во гробе.

2. Богослужение Великой Субботы, за которым происходит переоблачение священнослужителей в белые одежды, действительно включает в себя переживание непостижимого факта воскресения. Оно включает в себя вечерню субботы и должно совершаться в субботу вечером, непосредственно перед службой Пасхи, но на практике, ради облегчения трудов молящихся прихожан, субботняя служба часто сдвигается вперед.

— Добрый день. Мне очень нужен совет в непростой жизненной ситуации. Моя мама верующий человек. Недавно она сказала моей дочери (своей внучке), что молится Господу, чтобы у нее (моей дочери) не было детей, и чтобы Господь призвал к себе ее и мою дочь. Я не знаю, как реагировать на это. Помогите, пожалуйста, советом. Заранее благодарю за помощь.

Инна Антяшова, Москва

— Если бы все наши просьбы к Богу без его всемилостивого и всеведущего о нас промышления исполнялись, все бы закончилось за несколько минут. Столько безумия, сколько мы извергаем из своего духовного сердца, не поддается никакому разумному объяснению, кроме дикого порабощения душ человеческих делам тьмы. Молиться нужно о здравии душевном и телесном, а не о том чтобы «не было детей». Возможно, здесь имеется в виду монашество, однако это столь глубоко и прикровенно, что сам Господь избирает на это многотрудное послушание. В любом случае, беспокоиться нет никаких оснований. Милость Божия безмерна, а наши пустые просьбы не исполняются магически только потому, что мы произнесли имя Божие в своих пристрастных желаниях.

— Батюшка, благословите! У меня вопрос к вам как к священнослужителю и немного юридический в плане защиты прав человека, а также тех, кто далеко не чист сердцем.

1. Какое мне дело до жалующихся на жизнь звёзд эстрады? они далеко не без духовников все и вместо того, чтобы молиться или просить о них здравых молитв, изливают свою грязь и стенания с ропотом и жалобами на жизнь в соцсетях. Так делают далеко не умные люди и вообще не знакомые даже с Таинством Исповеди.

2. Батюшка Сергий, я закончила дефектологический факультет, кафедру олигофренопедагогики педагогического университета. С нами также учились люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе слабослышащие люди на кафедре сурдопедагогики. Я сама много претерпела, в том числе духовных болезней, и я не тот человек, который смеялся бы над людьми даже с ОВЗ. Я сама проходила обучение и жестовой речи, и основам сурдопедагогики, и, будучи студенткой университета, со мной произошел невероятный факт. Забрела я в храм, зашла на Всенощное бдение. Возле Распятия стояла семья — мужчина, женщина и девушка моих лет... Я подошла и начала на их же языке. Они мне: глухая? Нет. Слабослышащая? Нет. Говорящая! Познакомилась я и даже подружилась с этой девочкой, ее имя Оксана, очень долго общались и разговаривали до тех пор, пока общение само сошло на нет. Вот если это не чудо, то не Промысел ли Божий? У подсвечника с Распятым Христом в Церкви произошло знакомство!

Ольга, Клин

1. Апостол Павел в послании к римлянам пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он и падает. И будет восстановлен. Ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Среди звезд эстрады есть разные люди. И не нам судить об уровне их благочестия. Если в поведении того или иного человека вас что-то смущает, лучше помолитесь за него Богу, чтобы Он помог ему преодолеть жизненные искушения. А в целом, «исповедь» звезд с телеэкрана приносит всем остальным великую помощь. Люди на их примерах, если совсем не огрубели в своих сердцах, понимают, что ни деньги, ни власть, ни слава не могут быть целью человеческой жизни. Все они несчастны по-своему и одновременно одинаково, не услышав и не последовав воле Божией. Тщеславие, гордость, самонадеянность, привязанность к комфорту и желание прославиться приводит к краху личной жизни и глубоким духовно-психологическим травмам, а порой и к осознанному служению бесовским силам. Но именно в этот момент человек просит помощи у всего мира, выходит на многомиллионною аудиторию и кается, причем это покаяние, пусть и не освященное благодатью Божией и разрешением от греха через священнослужителя в таинстве Покаяния, все-таки есть первый шаг к прощению через исповедание перед народом своих грехов (вспомните покаянную дисциплину у Иоанна Кронштадтского, когда все возглашали свои грехи вслух). Оказывается, к священнику труднее подойти, потому как рядом стоит Сам Господь, а перед всем миром легче покаяться. Однако и тут встречается «псевдораскаяние», желание обелить себя, оправдаться, приписать вину другому, обстоятельствам, непонимание духовных законов и подчас нежелание осознать глубину духовного порабощения. Совет священника-духовника здесь был бы крайне желателен.

2. Все, что случается с нами, происходит по Промыслу Божьему. Единственно, что не стоит огорчаться, когда общение сходит на нет. Есть добрая молитвенная память и благодарение Богу за встречу. По жизни бывает много таких посланных Господом встреч, и в каждой есть частица Благодати Божией, возгорания сердца и любви к другому человеку. Берегите все и складывайте в «копилочку»: будет возможность предстать пред Богом и предъявить те крупицы духовного восхождения, которые и есть главные дела в нашей жизни.

— Мне 35 лет. Не была замужем. Я общительная, весёлая, симпатичная девушка (я себя не хвалю, просто это имеет непосредственное отношению к вопросу). Почему до сих пор я не могу выйти замуж? Я даже вывела свою теорию. Теорию, что существуют три пути: 1) пути пересекающиеся — это когда люди пересекаются, влюбляются и у них всё отлично, 2) путь параллельный — это когда люди ходят рядом, видят друг друга, но не подходят друг другу и 3) путь, который я называю пустым — это когда даже никто и не встречается. Вот у меня путь третий. Мне не встречаются мужчины. Хотя, естественно, работаю в коллективе, не веду отшельнический образ жизни, но всё как-то складывается в сторону одиночества... Я не могу сказать, что мне никто не предлагал замужество и т.д. Но те, кто предлагал и предлагает — это не мои мужчины, они не по душе моей душе. Я раньше думала, что я меркантильна, но по прошествии времени поняла, что абсолютно нет. Выйти замуж и ни в чём не нуждаться было достаточно вариантов. А мне так хочется жить с человеком, которого я буду любить не за деньги (хотя, не буду лукавить, достаток в жизни занимает не последнее место), а за то, что он есть в моей жизни. Ну почему Бог не посылает мне такого человека? Почему не посылает того человека, с кем я буду счастлива в супружестве и с которым будет всё взаимно? Я ведь не могу повесить табличку «ищу мужа». Мне уже и молитву давали о замужестве, с которой я искренно обращалась к Господу. За меня даже многие молятся, но всё как-то никак... До сих пор не встретила и не полюбила. Что делать? Любой женщине хочется встретить своего мужчину. В чём проблема, почему Бог не хочет услышать меня и помочь? Я чувствую, что начинаю во всём разочаровываться и опускаю руки. Замужество нужно в молодости, зрелости, но не в старости…

Анна, Сочи

— «Почему Бог не хочет услышать меня и помочь?». Не знаю... Знаю, что Бог видит наше сердце и ведет свой промысел о нас через те страдания и духовные переживания, которые могут привести человека к Богу. Если бы не было проблемы с замужеством, было бы «искреннее обращение к Господу»? Была бы молитва многих о Вас? Но и это не важно. С Богом невозможно быть одиноким. С Богом всегда счастлив, независимо где, в темнице или на царском троне, с мужем или без мужа. Начните с борьбы с помыслом. Невозможно жить со свербящей мыслью о замужестве 24 часа в сутки. Нельзя всех мужчин воспринимать как кандидатов на брак. Попробуйте думать о главной проблеме в вашей жизни тем методом, к которому учат все подвижники благочестия: «стой умом в сердце», рассматривая те помыслы, которые входят в него. Если о браке, отгоняй: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». И в течение дня отслеживайте, возникает ли мысль о браке и о сопутствующих вопросах. Когда придет время, Господь в открытое и мирное сердце, сам скажет — вот теперь ты готова. Причем, не обязательно ко браку. Научитесь просто любить мир, людей, Бога и люди будут тянуться к Вам во времена оскудения любви. А среди них, возможно, найдется и пара для Вас.

Еще один нюанс. «Любой женщине хочется встретить своего мужчину». Каждого мужчину следует воспринимать как своего, посланного Богом. Пустых встреч не бывает. Или он чему-нибудь научит, или научится от Вас. Вспомните про «точильный камень» в одном из фильмов. Матушка для батюшки была тем духовным учителем, через которого приходило терпение, смирение и покаяние. В то же время нельзя человека порабощать, безумная власть над свободной волей другого человека убивает любовь. А случаи замужества и в 40 лет — это реальность.

— За что человеку даётся одиночество? Только, пожалуйста, не говорите: «Для того, чтоб стать ближе к Богу или оно даётся в награду». Ведь человека одиночество может только озлобить! В одиночестве человек становится более извращённым… И как же слова о том, что «Человеку нужен Человек»? Как избавиться от одиночества?

Александра, Москва

— Одиночество бывает разным. Может быть одиночество горя. При остром переживании утраты человек нередко испытывает сильную боль от печали и бессилия, так как уверен, что никто не в состоянии разделить его чувства. Но боль со временем все же постепенно утихает, особенно при сострадании и заботе других, желающих помочь людей. Не стоит прятать голову в песок. Легче тому, кто способен сам открыто обратиться к близким и незнакомым — пожаловаться, поплакать, посетовать. Проще верующему, — Господь с ним, и в молитве он поспешит облегчить душу, высказать боль. Так или иначе, человек должен пережить встречу с горем сам, и это испытание помогает человеку возрасти, увидеть себя. Нет горя, которое невозможно пережить.

Бывает одиночество ответственности. Командир, руководитель — часто одинок. Тот, кто рвется к власти, иногда оказывается не в силах понести ее груз, и чувствует страх и беспомощность. Здесь тоже выбор за человеком. Можно просто отказаться от непосильной ноши, чтобы не сломаться и не загубить дело. Иные предпочитают помучиться, пострадать в уверенности, что «без меня не справятся», не спят ночи и близки к эмоциональному выгоранию. Гиперответственность обрекает их на одиночество, они боятся делегировать полномочия, не доверяют другим, не умеют сотрудничать. Конструктивный выход здесь — использовать сложные ситуации для профессионального развития и личностного роста.

Худшее одиночество — рядом с близким. Человек, забывая, что он Образ Божий, живет как предмет, созданный для использования другим человеком. Жены алкоголиков живут в безмерных страданиях, потеряв друзей, невольно поддерживая болезнь своих близких, при этом часто кощунственно называя свою кошмарную жизнь «несением креста». Основанием их семейного союза был страх одиночества, им хочется во что бы то ни стало сохранить отношения. Семейная жизнь на деле требует не кровавых жертв, а любви и взаимопонимания.

Одиночество старости наиболее распространено. Ощущать себя балластом тяжко. Но старость призвана своим опытом учить молодых беречь в семье мир. Немало «белых платочков» сами активно помогают другим на приходе.

Одиночество болезни оборачивается испытанием веры, как для больного, так и для его родных. Тяжелая болезнь обесценивает все, что предлагает человеку жизнь. Можно думать, что это особая миссия, возложенная самим Богом на человека, — сохранить в болезни твердость духа и молитву.

Одиночество часто связано с унынием и гордостью, а потому надо помнить, что страдания одинокого человека чаще всего выбраны им самим, от желания большего внимания к своей особе. Не надо путать одиночество (вынужденное) и уединение, свободно выбранное человеком. Это может быть уединенная творческая жизнь писателя или художника, добровольный затвор или отшельничество монаха.

— Убедилась в том, что колдовство существует. Есть много примеров из жизни, когда женщины привораживают мужчин, когда делают на деньги, когда людей со света сживают благодаря магии. Порчи, привороты на любовь и на деньги, сглазы — существуют. И убеждаешься в том, что колдовство можно убрать только колдовством. Вопрос такой: почему Господь Всемогущий позволяет быть магии. Ведь это не честно. Ведь подавлять волю человека — это несправедливо! И, самое главное, если раньше говорилось о том, что колдовство не пойдёт впрок и обязательно вылезет боком... Этого нет! Так как смотришь по людям, кто не брезгует магией, — они живут, пышут здоровьем, процветают они и их дети... Вот и не понять: если этого нельзя делать, то почему у людей, которые занимаются этим, всё складывается удачно? Почему так, это ведь несправедливо?

Амина, Анапа

— Колдовство нельзя убрать колдовством. Можно самому при этом сделаться осознанным последователем бесовских сил и тем самым продать душу диаволу, а как следствие — смерть духовная и крайне часто — самоубийство. Мир во зле лежит, и этим миром правит сатана — противник Бога. А христиане в этом мире «не от мира сего», их присутствие осоляет мир, и благодаря этому процессу продолжается выбор каждого человека, к кому он свободно стремится, к Богу или диаволу. Бог не может порабощать волю, иначе это был бы не Бог Любви, а «бог ненависти». Колдовство «вылезает боком», потому как душа уже не может пребывать в благодати Божией, отвергнувшись Бога из-за своих похотей и желаний. Это самая главная потеря для человека, даже в этой жизни, не говоря уже о вечной жизни души. Не завидуйте видимому благополучию, смотрите в тоскующие по невинности и чистоте глаза. Этих людей обличает и совесть, а их духовные терзания страшны. Справедливость Божия вершится и здесь, на земле, и в посмертной участи человека, привязанного к благам мира сего.

— Уважаемый отец Сергий! Объясните, пожалуйста, смысл изречения: «Ищи Господа, но не испытуй, где Он живет?»

Александр Бугров, Санкт-Петербург

— В Новом Завете сказано: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50). И в другом месте Деяний святых апостолов мы читаем: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17:24).

Таким образом, нельзя «привязать» Господа к конкретному месту, и это очевидно. Он Вездесущ, а значит, пребывает всюду и везде. Есть только одно место, в которое Господь не входит без разрешения. Это — сердце человека. Человек сам принимает решение быть с Богом, то есть впустить Его в сердце (тогда и будет реализовано «Ищи Господа»), или остаться в одиночестве.

— Добрый день! Жена православная христианка (мать русская, православная христианка, отец татарин, мусульманин). Я татарин мусульманин (отец и мать мусульмане). Живем в браке больше года. Встречаться начали более 3 лет назад. Обратил внимание, что жизнь у меня стала серой, я перестал быть удачливым и успешным и радоваться жизни. Я был всегда на руководящих должностях, сегодня я обычный рабочий-исполнитель. Денег стал зарабатывать мало. В семье недопонимания друг друга. Как вы считаете, может быть это связано, что она нарушила духовную преемственность в вероисповедании (не по отцу) и это отразилось на мне? Если родится у нас ребенок, то, чтобы Бог был с ним, должен ли он принять религию по отцу, сохраняя родословность, или нет?

Ильгиз, Ижевск

— Кризисные явления в экономике и многочисленные сокращения штатов — явление временное, и не стоит во всех жизненных ситуациях видеть исключительно мистический смысл. Примите те неприятности, что переживаете сейчас и о которых пишете, как испытание вашей молодой семье. Вы как глава семьи должны ее сберечь, сохранить любовь и вернуть радость семейной жизни, а если родится ребенок — крестить его в Православной Церкви. Если будете молиться о нем, и Вы, и Ваша супруга, то Бог будет с ним. Пути Господни неисповедимы. Духовная преемственность здесь ни при чем. Сам Господь приводит души людей к себе.

— Здравствуйте. После 14-ти лет совместной жизни мы развелись с супругой, мы с ней повенчаны. В разводе мы уже три года. Моя бывшая жена живёт с другим мужчиной. Я тоже встретил девушку, на которой хочу жениться. Подскажите, можно ли нам развенчаться?

Александр, Домодедово

— Такого термина, как «развенчание», не существует. Церковь может только благословить на повторный брак. Для того чтобы получить благословение на повторное венчание, Вам необходимо обратиться в Вашу епархию и узнать, кто занимается вопросами брака. Обычно требуется зарегистрировать в органах ЗАГС второй брак и со свидетельством о браке явиться к ответственному за этот вопрос лицу в Вашей епархии.